-
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ НА БИЛЬЯРДЕ (методическая разработка старшего тренера-преподавателя Попова Б.А.)
Умение поддерживать интерес учеников к систематическим занятиям является важной составляющей эффективного процесса обучения. Поэтому в процессе тренировок используем разнообразные способы поддерживания внимания. Это, в первую очередь, разучивание конкретных и понятных для учащихся упражнений, имеющих ясный практический смысл, а также регулярная демонстрация некоторых эффективных игровых приемов, которые легко запомнить. Простота и ясность упражнений особенно важны при групповых занятиях, так как излишняя сложность технических элементов может поставить неподготовленного ученика в тупик. на занятиях в группе ученик, оказавшийся в затруднительном положении, может не поделиться с тренером своими сомнениями, и проблема останется неразрешенной. Чем больше возникает неясностей у учащегося, тем скорее он потеряет интерес к занятиям.
Когда будет видно, что ученики уже почувствовали некоторую уверенность в своих силах и проявляют искренний интерес к овладению новыми техническими приемами, приступаем к обучению более сложных технических приемам. При этом важно не делать лишних критических замечаний, а наоборот, стараться поощрять их действия. Учеников следует убеждать в том, что они способны прогрессировать.
При ведении приемов новой сложной техники применяем пошаговый способ обучения, состоящий из пяти этапов. На первом этапе учеников знакомят с новой техникой. Здесь кратко рассказываем, в каких ситуациях этот технических прием наиболее эффективен, и обращаем внимание на ключевые моменты правильного выполнения. Объясняем ученикам смысл того, чем им придется заниматься на практике, что способствует повышению интереса к освоению нового приема. Это способствует тому, что ученики сами начинают мысленно представлять себе, что от них требуется. Следующим этапом является демонстрация приема. При этом надо убедиться в том, что каждый ученик группы четко и ясно увидел все, что делает тренер. Третий этап состоит в расчленении технического приема на несколько более простых элементов, которые ученики в состоянии воспринимать и освоить. По мере прогресса постепенно объединяем несколько более простых элементов в более крупные фрагменты. Когда ученики научатся достаточно уверено выполнять каждый из фрагментов, переходим к отработке технического приема целиком. Четвертым этапом является практическое применение нового технического приема. Ученикам, освоившим базовый вариант приема, показываем, в каких вариантах его можно эффективно применять. Последним и более важным этапом является практическая отработка и совершенствования приема. Только на практике учащиеся смогут понять все тонкости его выполнения.
Процесс обучения можно сделать более эффективным, если поддерживать интерес учеников и своевременно проводить корректирующие мероприятия.
Воспринимать новую технику ученики могут по-разному. И это тоже следует учитывать. Например, один из учеников, Обладающий хорошими координационными способностями, в состоянии сразу же и без видимых усилий выполнить некоторые технические элементы правильно, не затрачивая времени на его детальное изучение. Другой ученик, наоборот, плохо воспринимает технику, и у него не чего не получается. На практике такой ученик тоже в состоянии изучить новую технику, но для этого ему приходиться преодолевать некоторую внутреннюю скованность и приложить определенное старание. Поэтому регулярно отмечаем положительные стороны в его занятиях и поощряем его тренировки, что способствует успеху в обучении.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Такие мероприятия должны обязательно присутствовать в учебном процессе. Чтобы они были эффективными, необходимо придать им системный характер. Я предлагаю один из способов эффективного обучения, базирующихся на алгоритмах координации, которые предназначены для освоения, коррекции и закрепления навыков техники игры в бильярд. Суть алгоритмов состоит в последовательном выполнении элементов конкретного технического приема с подключением (при обнаружении ошибок в исполнении) корректирующих вспомогательных упражнений. При чем в зависимости от достигнутого технического уровня одни и те же упражнения могут быть как вспомогательными. так и основными. Переход от одного освоенного элемента к другому производится в соответствии с результатами тестовых заданий, которые фиксируются в таблице 1 «Результаты тестов».
Например, если ученик выполняет упражнения (рисунок 1) «Игра прицельного шара в дальний угол» с точностью ниже его уровня подготовки, то для выяснения причин слабой результативности переходим к алгоритмам коррекции. Сначала выясняем, насколько точно ученик выполняет движение кием по линии. Потом выясняем, насколько точно ученик выполняет упражнение «Удар с возвратом битка на кий». Если выясняется, что ученик регулярно ошибается, в этом элементе техники, то рекомендуем ему поработать над этим упражнением. После уверенного выполнения этого упражнения через некоторое время ученику можно перейти к выполнению упражнения «Одиночны шар с Т1 в дальний угол». После стабильной результативности одиночного шара можно возвратиться к основному заданию «Игра прицельного шара в дальний угол». Если же основное упражнение опять не получается, то причина может оказаться в неправильном восприятии линии прицеливания по лузе. Поэтому ученик переходит к отработке упражнения на правильность прицеливания.
Результаты всех этих корректирующих упражнений фиксируются в таблице 2 «Коррекция выполнения технических приемов».
Для экономии тренировочного времени желательно, чтобы набор алгоритмов был заранее подготовлен с учетом оценки и анализа типичных ошибок при выполнении ударов и технических приемов.
Схема алгоритма может варьироваться как по порядку следования корректирующих упражнений, так и применительно к конкретному ученику на основе оценки и анализа тестовых заданий. Это достаточно емкая, но полезная работа, помогающая повысить эффективность учебного процесса. Важно, чтобы сам ученик был знаком с подобной схемой, тогда у него будет вырабатываться способность к самостоятельному регулированию процесса обучения.